Духовный путь — это постепенное раскрытие нашего существа от конечного к бесконечному, от частичного к полному, от разъединённости к единству. Этот путь имеет определённые этапы, определяемые в основном степенью и характером нашего взаимодействия с ним и с тем, как мы относимся к конечной, высшей цели.
В серии статей мы постараемся разобраться в этих этапах и, таким образом, понять, где именно мы находимся сейчас в этом путешествии.
Этап 0. Духовный социализатор.
(человек, которому нравится присутствовать в духовной среде, но без намерения заниматься духовностью).
Большинство из нас начинает свой духовный путь, не имея реального интереса к духовности. На самом деле нас не волнует духовная трансформация. Но может случиться так, что мы познакомимся с людьми, которые действительно заинтересованы в духовности, и мы почувствуем к ним влечение. Они могут казаться нам более милыми, более отрешёнными или более свободными, чем остальные люди, поэтому они начинают нам нравиться, и мы желаем быть с ними рядом. Мы также замечаем, что духовные группы, к которым принадлежат эти люди, кажутся нам более открытыми и охватывающими. Это тоже нравится нам, потому что мы всегда хотим принадлежать к ним, быть интегрированными с ними, чувствовать себя частью этой большой семьи. Так мы начинаем принимать участие в духовных мероприятиях, зная, что таким образом мы можем вписаться в их социальную структуру.
Мы можем назвать эту стадию нулевой или стадией социальной духовности. Мы идём на компромисс, даже если нас не интересует духовность как таковая. Нам просто нравятся эти люди, поэтому мы начинаем посещать духовные мероприятия, которые посещают они, делая вид, что мы тоже заинтересованы. На этом этапе мы похожи на семечко, завёрнутое в полиэтиленовую плёнку. Входим в почву, но не прорастаем. Мы можем находиться на самой плодородной земле, с хорошим дождём, с ярким солнцем, но при этом из семени ничего не вырастет, потому что семя тщательно покрыто пластиком. Мы можем быть в величайшей духовной школе когда-либо существовавшей, в окружении самых просвещённых существ, но ничто из этого пока не может повлиять на нас. В таком состоянии мы можем сидеть рядом с Буддой годами, и ничего не произойдёт, потому что ничто не проникнет в нас. На самом деле нас не волнуют учения, мы здесь только для того, чтобы наслаждаться социальным контекстом, и это единственное, что нас удерживает.
Этап 1. Духовный турист.
Но, как мы знаем, в какой-то момент даже пластик распадётся, и это, наконец, позволит семени прорасти. Если нам удастся остаться связанными с социальным миром духовности достаточно долго, рано или поздно что-то щёлкнет внутри нас, и духовные перспективы начнут обретать смысл. Все может начаться с глубокого разговора с духовным другом. Или, может быть, нам попадётся на глаза учение или цитата мастера. Или мы начнём посещать групповую медитацию, которая каким-то образом впервые воздействует на нас. Также, у нас может случиться кризис в жизни, который заставит искать ответы в духовной мудрости. В любом случае может произойти что-то, что заставит нас проявить подлинный интерес к самопознанию или духовному развитию, и мы начнём получать информацию из любых источников, с которыми сталкиваемся. Мы начнём проверять различные традиции, различные практики и мнения, станем немного практиковать, но пока бессвязно и бессистемно. Это и есть этап духовного туриста. Теперь семя больше не покрыто плёнкой, оно летит по воздуху, ещё не зная, на какой земле оно упадёт и прорастёт.
Важной частью духовного туризма является изучение духовной среды с его множеством возможностей и предложений, таких как йога, суфизм, тантра, каббала или другие формы мистицизма. Мы переходим от одной духовной школы к другой, от одной техники или традиции к другой, путешествуем по разным местам, охватываем всё, но на короткое время. На этом этапе мы не углубляемся, мы просто останавливаемся на короткие моменты то здесь, то там. Ветер несёт наше семечко над землей.
На данном этапе мы рискуем застрять в роли духовного туриста на всю жизнь. Единственный способ продолжить наше путешествие по духовному пути — это найти духовную школу, которая вызовет у нас любовь. Именно это должно быть нашей целью в состоянии духовного туриста. В тот момент, когда мы найдём свой путь, это будет похоже на то, как будто семя наконец-то опустилось в землю, где оно прорастёт. Когда это происходит, когда мы выбираем путь, мы превращаемся из духовных туристов в духовных последователей. Духовный турист был потребителем духовности, в то время как духовный последователь полностью предан духовности.
Осознаёте ли вы эти этапы в вашем собственном духовном путешествии?
© Текст предоставлен школой Mahasiddha, Thailand.